
КАК ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ НА ЛЬДУ Как правило, начинающие спортсмены падают в ситуации, когда зубец конька цепляется за лед, и человек летит вперед, падает на колени, на локти и умудряются даже иногда стукнуться о лед подбородком. Опытные фигуристы умеют падать: не валятся на лед всем телом, плашмя, а успевают в одно мгновение сгруппироваться и вывернуться в воздухе, чтобы упасть как можно мягче. Вначале обучение «мастерству падений» происходит на полу. Встаньте рядом с ковриком, с корот кой его стороны, и поднимитесь на носки. Падайте вперед. При этом вам необходимо повернуть тело в воздухе так, чтобы соприкосновение с ковриком приходилось на всю наружную часть колена и бедра. Но нужно себя подстраховать себя еще и руками. Руки смягчают удар. Вы приземляетесь на кисти согнутых, пружинящих рук. Если приземляться на жесткие руки, можно повредить и локтевые и плечевые суставы. Но! Руки должны быть хотя и согнутыми, но очень напряженными. В этом упражнении есть и что-то от обычных отжиманий от пола, потому что именно на руки приходится значительная доза удара о лед. И рука должна выдержать этот удар, а не соскочить в сторону, подставляя под удар плечо и голову. Теперь о положении головы. При падении вперед голова должна резко уходить назад. И, самое главное, удерживаться, фиксироваться в этом положении... Вторая разновидность — падение назад, когда фигурист завалил туловище назад и конек просто выскакивает из-под спортсмена. При этом падении чаще всего страдает голова и затылок, поэтому фигурист должен молниеносно среагировать и резко наклонить голову вперед, прижав подбородок к груди. Проделайте следующее упражнение. Встаньте у короткой части коврика. Чуть согните ноги. Падайте назад. Падение внешне должно напоминать перекат — нельзя сразу садиться на копчик. При этом голова сразу же должна резко пойти вперед, подбородок намертво «приковывается» к груди!

На заметку спортсменам и их родителям
Технический прогресс неумолимо повышает требования к усложнению техники в фигурном катании. Но при этом не учитываются анатомо-физиологические особенности детского организма: многооборотные прыжки начинают разучиваться на несколько лет раньше, чем раньше, а неокрепшая костно-мышечная система испытывает колоссальную нагрузку. Хрящ сустава истощается, истончается, и в результате хрящ 10-12-летнего ребенка имеет характеристики старческих изменений, характерных для человека 60-70 лет. Поэтому хочу поговорить о профилактике артрозов в детском и юношеском возрасте у спортсменов, особенно это касается фигурного катания. Итак, первое правило для родителей — при малейших жалобах ребенка на боли в спине, суставах, мышцах обращаться к специалистам. В спортивных комплексах, на стадионах и катках, как правило, врач особенно пристально наблюдает за состоянием здоровья спортсменов. Иногда помимо медикаментозной и физиотерапии требуется ношение специальных супинаторов, повязок и т.д. О необходимости всех этих методов вам расскажет врач, посоветует, где лучше и эффективнее пройти процедуры, приобрести ортопедические изделия, получить консультацию специалистов, если это необходимо. Правило второе — не заниматься самолечением. В качестве протекторов (веществ, поддерживающих в здоровом рабочем состоянии) для хрящевой ткани очень полезно употреблять холодец, заливное, желе на желатине. Конечно, не каждый день, а хотя бы 1-2 раза в неделю. Таким образом, вы подпитаете хрящевую ткань сухожилий и суставных поверхностей. Если будут необходимы лекарственные препараты, только врач назначит эффективные и безопасные препараты традиционной, народной или гомеопатической фармакологиии. Я специально не перечисляю названия препаратов и методы лечения, так как подбираться они должны индивидуально с учетом особенностей ребенка. Правило третье — при возникновении жалоб на боли в суставе необходимо снизить нагрузку на 2-3 недели. Конечно, такую рекомендацию вам даст врач, главное выполнить это условие незамедлительно. Причем касается оно не только тренировок, но и других видов нагрузки. Очень часто фигуристы, особенно мальчики в период полового созревания, начинают жаловаться на боли в подколенной области. Иногда к болям «присоединяются» покраснение и припухлость — это, так называемый, «Шлят-тер» или болезнь Осгуд-Шляттера. Это воспаление надкостницы в области бугристости большеберцовой кости, оно провоцируется быстрым ростом кости, за которым не поспевают мышцы. Сухожилия мышц, прикрепляющиеся к кости в этом месте, излишне растягиваются и провоцируют отслоение надкостницы и ее воспаление. Особенно важно не пропустить первые признаки заболевания, так как лечится оно при появлении первых симптомов быстро и легко, а в запущенном случае - долго и трудно. Также необходимо обратить внимание на укрепление ахиллова сухожилия: поскольку у фигуристов стопа в коньке «не работает», эластичность сухожилия несколько уменьшается, что может стать причиной его надрыва, разрыва или отрыва, ведь мышцы сокращаются. Как следствие, стопа может «повиснуть». Для профилактики подобных травм существуют специальные упражнения, которые обычно дают тренеры на занятиях ОФП и во время разминок. Пренебрегать этими занятиями нельзя. В заключение хочу пожелать всем спортсменам успехов и как можно меньше проблем со здоровьем. Статья подготовленна спортивным врачом Аллой Понамаревой.
|
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ КАК ВИД СПОРТА 
Вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании.
Современное фигурное катание на коньках включает в себя четыре самостоятельных вида: одиночное катание (мужское и женское), парное катание, спортивные танцы и синхронное катание. Каждый вид по-своему своеобразен.
В настоящее время одиночное и парное катание включает короткую и произвольную программы под музыку. Короткая программа включает выполнение восьми предписанных элементов со связующими или соединительными шагами в течение 2 мин 50 сек. В спортивных танцах выполняются два обязательных, короткий танец с требуемым ритмом, и произвольный танцы.
Выступления оцениваются по системе ИСУ. Описывать требования к короткой или произвольной программе нет смысла, это займет не одну страницу, для каждого вида фигурного катания ИСУ выпускает на сезон коммюнике, которым и пользуются фигуристы.
Начиная с 1891 года по фигурному катанию на коньках проводятся чемпионаты Европы, а с 1896 года - чемпионаты мира. Первый из них состоялся в 1896 году в столице России Санкт-Петербурге.
Руководит развитием этого вида спорта Международный союз конькобежцев - ИСУ, который основан в 1892 году.
Олимпийские соревнования в одиночном и парном катании проводились на играх IV и VII Олимпиад в 1908 году и 1920 году. С 1924 года фигурное катание на коньках включено в программу зимних Олимпийских игр. Спортивные танцы на льду включены в программу зимних Олимпийских игр с 1976 года.
Первыми из советских фигуристов на международной арене успеха добились Нина и Станислав Жук. В течение 1958-1960 гг. они блестяще выступали на европейских первенствах, завоевывая серебряные медали. На зимних Олимпийских играх в Скво-Вэлли (1960) они заняли шестое место, но уже на следующих играх Л. Белоусова и О. Протопопов выигрывают золотые награды. 
С 1969 года лидерами в парном катании становятся И. Роднина и А. Уланов. В течение четырех лет они собирали весь урожай золотых наград на чемпионатах Европы и мира и закрепили успех победой на Олимпийских играх в Саппоро (1972). Затем в качестве партнера И. Родниной начал выступать А. Зайцев. Вместе они дважды становились олимпийскими чемпионами —в Инсбруке (1976) и в Лейк-Плэсиде (1980). В те же годы они семь раз завоевывали звания чемпионов Европы и шесть раз — чемпионов мира.
Спортивные танцы на льду — самый молодой вид фигурного катания. Советские спортсмены не принимали в нем участие вплоть до 1965 года. Быстро достигнув высокого мастерства, дуэты СССР стали претендовать на ведущие роли. В 1970 году Л. Пахомова и А. Горшков по праву заняли ведущее место на чемпионатах Европы и мира, блестяще выиграли звание первых олимпийских чемпионов по спортивным танцам на льду в 1976 году. Победную эстафету подхватили И. Моисеева и А. Миненков, а затем в лидеры вышли Н. Линичук и Г. Карпоносов. Обе пары по два раза завоевывали звания чемпионов мира и Европы.
|
СОВЕТЫ, как начинающим фигуристам, так и более-менее профессионалам. Мы смотрим на катающихся фигуристов Чемпионатов Мира или Европы и не задумываемся, какая за этим всем стоит работа, сколько они лишали себя различным людским радостям, наслаждениям, просто правильного человеческого режима. И когда приходят мамы, папы, бабушки и т.д., в спортивную школу и говорят, что ребенок хочет заниматься фигурным катанием, так и хочется сказать, нет, это не он, а выхотите, не задумываясь, что за этим стоит. Ребенка нельзя заставлять хотеть, его нужно просто обучить катанию, эстетическим манерам, хореографии, развить вестибулярный аппарат, попробовать привить ребенку любовь к занятию спортом, а самое главное в этот период не дать ребенку втянуться в компании, забрать его с улицы. Вот эту цель должен преследовать каждый родитель , и помнить, что не в спорт, а вребенка, своего ребенка родитель вкладывает большие деньги. Пройдет пару лет и будет видно, есть ли желание у него кататься, правда пару лет здесь мало, очень опасное время у девочек 11-13 лет, а у мальчиков 13-16 лет,здесь происходит становление девочек – девушками и мальчиков – парнями. Они в этот период не хотят понимать то, что они еще никто в этом мире уж сильно гормоны действуют на психику и ум подростка, но к 21 году (вся) приходит к ним, и хочется укусить локоть, да не получается. Но, существует у детей и боязнь кданному виду спорта, боязнь к падениям. Это как акарида. Нет, я собираюсь рассказать не про быков на льду, а как раз наоборот. Эрнест Хемингуэй в своем Death in the Afternoon рассуждает отом, что нельзя понять настоящую цену тореадора, до тех пор, пока он have beengored by the bull. Не знаю, какое правильное слово по-русски, но суть в том, что это первая серьезная травма, когда бык протыкает человека рогом. До"первой крови" тореадор может быть блистателен, смел, дерзок, ловок -потому, что еще не знает настоящего страха. И только ранение показывает истинный характер - многие ломаются, страх их съедает, и от былой легкости, так необходимой в этом бою-танце не остается и следа, тореадор как актер и художник исчезает. В фигурном катании есть свой бык - падения, травмы. Пока спортсмен не познал ужас катания через не могу, через боль - он легок, смел и дерзок. Легко и дерзко заходит на прыжки, не думает о коленях в твиззлах, не боится поддержек 4-го уровня, вращений и т.д. Другое дело - после. Было бы прекрасно, чтобы фигуристы избегали травм, и им просто не приходилось биться с этим страхом "быка" внутри. Но!  МишельКван, Елена Бережная, Ирина Слуцкая, Юко Кавагути, Максим Шабалин и ЕвгенийПлющенко - это настоящие тореадоры самого высокого уровня, очень сильные духом люди, гранитные скалы и глыбы. P.S. Немного уточнения. Ни в коем случае не утверждаю, что выше - полный список. Скорее я полагаю, что никто из нас не может оценить, насколько тяжело тому или иному спортсмену, поэтому призываю относиться к ним с уважением. И не забывать, что пиар на травмах (если он и есть) баллы не приносит, их приносит качество выступления.
 Комплекс упражнений гимнастики начинающего фигуриста Будущий фигурист может выполнятьгимнастику в спортивных туфлях или в ботинках, к которым привинчены коньки.Выполняя упражнения на коньках, новичок скорее привыкает к сохранениюравновесия в узкой опоре. Чтобы коньки не тупились при ходьбе по полу, на нихлучше надеть чехлы. Комплекс упражнений гимнастики начинающего фигуриста оченьразнообразен. Мы остановимся только на простейших, крайне необходимых. Правда, если у вас есть опыт катания на велосипеде, то это вкакой-то мере поможет: ведь для катания на велосипеде тоже нужен хорошоразвитый вестибулярный аппарат, а во время педалирования велосипедист,выпрямляя согнутую в колене ногу, увеличивает скорость движения машины. То жесамое у фигуриста: перенося тяжесть тела на согнутую в колене ногу, а затем,выпрямляя ее и выпрямляясь сам, он, по существу, повторяет движениевелосипедиста. Эти занятия проводятся индивидуально в комнате, лучше, стояна коврике на коньках, держаться одной рукой за спинку стула. Упражнениявыполняются в таком порядке. По счету «раз» согнуть левую ногу в колене и перенести нанее тяжесть тела с небольшим наклоном, держась за спинку стула. По счету «два» опорная нога выпрямляется, вместе с нейвыпрямляется и тело, таз чуть-чуть подается вперед н левая нога, отведенная присчете «раз» назад и слегка выпрямленная в колене, приставляется к правой ноге. По счету «три» и «четыре» те же движения повторяются, толькос левой ноги. Когда овладели техникой приседаний на месте держась заспинку стула, можно начать делать шаги в такой же последовательности, толькобез опоры. При групповом занятии эти же движения делают, держась рукамиза балетный станок, перекладину, прикрепленную к стене на высоте примерно 0,8-1,2 м от уровня пола. Групповые гимнастические упражнения для начинающихфигуристов у станка или у спинки стула можно разнообразить различнымиприседаниями до положения «пистолетик» и относительно продолжительным стояниемна одной ноге в положении «ласточка» под музыку или счет, но выполнять их неболее чем на восемь счетов, чтобы одни упражнения непрерывно сменялись другими. Перед началом сезона тренеры в спортивных зала знакомяттакже будущих фигуристов с кругами. Круги, которые надо начертить на льдуребрами лезвий своих коньков, - это основа основ фигурного катания на коньках,азбука скольжения, без них невозможно овладеть этим прекрасным, но вместе с темтрудным видом спорта. Фигуристы второго года обучения или ребята, которые ужеумеют кататься на коньках, но еще не овладели элементами фигурного катания,заранее «обпрыгивают» круги, начерченные на полу, или следят за спортивнымпластмассовым обручем, лежащим на полу, «обпрыгивают» обруч по кругу нарасстоянии не меньше полутора своих ростов. Обручи лежат парами, так что надо«обпрыгать» восьмерку, прыгая попеременно один крут на правой ноге, а другой -на левой. Необходимо напомнить начинающим фигуристам, что, тольковыполнив упражнение на коньках с одного толчка - объехав полный круг, - онивыучат букву «А». (Об алфавите фигуриста мы еще поговорим подробнее, когданачнем занятия на льду.) До выхода на лед нужно готовиться к этому, имитируяотдельные элементы фигурного катания на коньках и занимаясь общефизическойподготовкой. Бег, прыжки, различные акробатические перевороты, умышленныепадения таким образом, чтобы голова не касалась льда и падение происходиломягко, на бок или в крайнем случае на «три точки», будут весьма полезны.
|